Чернобыль в его судьбе
2015-04-2901Двадцать девять лет назад в Чернобыле случилась авария, последствия которой легли тяжелым грузом на всю нашу страну. Тогда, в апреле 1986-го, в Чернобыль отправились многие тысячи людей на борьбу с последствиями самой ужасной техногенной катастрофы во всей истории мировой цивилизации.Военкоматы по повесткам мобилизовали мужчин старше 35 лет, у которых было двое и более детей. На предприятиях тоже шел призыв добровольцев. Никаких пышных проводов не устраивали. Обычная командировка. Надо так надо. Полки добровольцев прибывали в радиационную зону из Прибалтики и Средней Азии, Северного Кавказа и Дальнего Востока, Москвы и Ленинграда. Огромные материальные и людские ресурсы брошены были в Чернобыль.
На Брянщине приходили повестки совсем молодым ребятам, которым на тот момент было от 20 до 25 лет. У многих не было ни жены, ни детей. Почему так вышло, сейчас трудно сказать. Но факт остается фактом. Одним из них был Виктор Николаевич Никульцев.
Родился он в деревне Антоновка Супоневского сельского поселения Брянского района. Окончив в местной школе восемь классов, поступил в железнодорожный техникум. Призвали в армию, два года служил в Кирове. За несколько дней до демобилизации, стоя на плацу, Виктор услышал о Чернобыле и о страшной аварии, что случилась там... Это было 26 апреля 1986 года. Тогда молодой человек даже не знал толком, где находится этот город.
Вернулся в мае домой, устроился электромехаником на завод «Кремний». А ровно через год ему пришла повестка в Чернобыль. Мать не хотела отпускать двадцатиоднолетнего сына в зараженную местность, у парня еще вся жизнь была впереди — ни семьи не было, ни детей. Но отец сказал, надо же кому-то родине помогать…
На нескольких автобусах 120 молодых парней, большинству из них не было и 25 лет, сначала довезли до Курска. Переодели в военную форму и дальше отправили через Киев в Белую Церковь. Оттуда уже ночью доставили молодежь в Чернобыль.
— Помню, туда мы попали на рассвете, в пятом часу утра, — вспоминает Виктор Николаевич. — Было тепло… Квакали лягушки. И мы с парнями перешептывались, мол, значит, жизнь тут есть. Нас разместили в палаточном городке в 30 км от взорвавшейся станции. Для меня было непривычно то, что кровати застелены пленкой. Нужно было строго соблюдать гигиену, протирать все содой не реже двух раз в день. И еще... Мне запомнилась чернобыльская природа. Очень живописные ландшафты, особенно у киевского водохранилища. Природа Украины незабываема: плакучие ивы (тогда я их еще не видел на Брянщине), заводи... Умиляли аисты, которые продолжали тут строить гнезда, растить птенцов. Казалось, жизнь здесь течет своим чередом... Только нет людей.
За три месяца, проведенных в Чернобыле, Никульцев сделал 76 выходов на станцию в третью зону. Сначала на «чистых» машинах до одного пункта, а затем их пересаживали на «грязные», то есть уже зараженные радиацией машины, и везли до пункта назначения. Военнообязанные снимали поверхностный грунт, закапывали зараженные вещи из Припяти, отмывали с содой помещения, вырубали «рыжий» зараженный лес. Единственное, что уцелело в этом лесу, знаменитая вековая сосна, где немцы пытали и вешали наших партизан. Ее не тронули, как памятник Великой Отечественной войны.
— Однажды проезжая по высокому мосту мне удалось разглядеть безлюдный город Припять — красивые многоэтажки, детские площадки, парки и аллеи... Душу щемило от осознания того, как, наверное, тяжело было прощаться местным жителям с нажитым здесь и со всей этой красотой.
25 июля всем молодым парням до 30 лет, в том числе и Никульцеву, приказали в срочном порядке собираться домой. Хотя прежде освобождали от работы лишь тех, кто набрал 10 рентген излучения (в 1986-м этот показатель составлял 25 рентген). На обратном пути молодым ликвидаторам удалось немного погулять по Киеву, их везде тепло и радушно встречали. Виктору Николаевичу запомнились теплые слова благодарности от одной пожилой киевлянки... Хотя, как он утверждает, тогда в Чернобыле, выполняя свою работу, не думали о почестях, просто было искреннее стремление помочь своей стране, людям.
Вернувшись на малую родину, занялся общественной работой. Несколько раз избирался замглавы Супоневской сельской администрации. Более 20 лет был депутатом. Все односельчане шли за помощью: то телефонную линию нужно было провести, то дороги отремонтировать... Через несколько лет начались сказываться последствия пребывания в Чернобыле — часто стал болеть, лежал в больницах, получил инвалидность… От товарищей-ликвидаторов узнал о Брянском регионального отделении Всероссийской общественной организации инвалидов «Союз «Чернобыль», вступил туда, стал членом правления… Сейчас Виктор Николаевич возглавляет Фонд памяти жертв катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этот фонд помог создать онкоцентр для больных детей при детской областной больнице, а сейчас занимается восстановлением храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Понуровка Стародубского района.
Заводить семью Никульцев долго не решался, наслушавшись ужасных рассказов о том, что могут родиться нездоровые дети с разными отклонениями. А может быть, просто не мог найти свою судьбу. Но в 40 лет он все-таки сделал предложение любимой женщине. С Анной он еще познакомился в 27 лет. Милой симпатичной девушке тогда было лишь девятнадцать. Она была родом из соседней Добруни. Как-то немного пообщались, повстречались и разошлись. А спустя тринадцать лет судьба их вновь свела. На этот раз Виктор долго не стал думать, буквально через месяц расписались. Сейчас их сынишке Максиму — десять, а дочурке Полине — шесть. Подшучивает Никульцев иногда над супругой, мол, решились бы сразу пожениться, и сейчас бы уже сына в армию провожали. Но, как говорится, что жизнь не делает, все к лучшему. Зато они научились ценить друг друга. Сейчас семья Никульцевых живет в Путевке, здесь Виктору Николаевичу дали квартиру. Жена работает в местной школе, дети подрастают: сын — в третьем классе, дочь в сентябре пойдет в первый.
В 2011 году Никульцеву вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». На его кителе также сверкают юбилейные памятные медали о чернобыльской катастрофе. 26 апреля вместе с товарищами-ликвидаторами, он у Памятника жертвам Чернобыля по многолетней традиции почтил минутой молчания тех, кто спас мир от последствий вырвавшегося на свободу мирного атома.
Светлана ПИРОЖНИКОВА.
ОНЦОВА.
Ещё по теме:
2019-09-29
В Брянской области отметили юбилей заслуженного работника культуры Российской Федерации Владимира Осипова2019-08-22
Делегация управления лесами Брянской области приняла участие в международном семинаре2019-07-18
Руководители Брянской области возложили цветы на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге2019-06-11
В Брянске стартовал уникальный проект — Форум маленьких героев2019-05-14
Возможности регионального бюджета позволяют поддерживать инициативы жителей области
Комментарии